Дорошенко Наталья Дмитриевна, воспитатель

Конспект НОД в средней группе на тему «Игрушки расписные, нарядные такие» (по мотивам каргопольской росписи)

Конспект НОД в средней группе

на тему «Игрушки расписные, нарядные такие»

(по мотивам каргопольской росписи)

Цель: Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству Познакомить с историей возникновения игрушки, обратить внимание на ее красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие.

Задачи:

1. Познакомить детей с каргопольской росписью.

2. Учить поэтапно расписывать силуэт Каргопольской игрушки

3. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

4. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Предварительная работа: беседы, чтение литературы по народным промыслам, изготовление глиняных лошадей, просмотр иллюстраций о промысле, изготовлении каргопольской игрушки, о сегодняшней работе мастеров; рассматривание альбомов, глиняных игрушек, подбор музыкального сопровождения, создание в группе мини-музея и мастерской по росписи, рисование и раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.

Оборудование: кисточки, гуашь, тычки для рисования, индивидуальные салфетки, баночка с водой, салфетка для рук, ноутбук для презентации, игрушки для выставки (каргопольские), платок для игры, музыка, демонстрационный материал

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем – то, просто и мудро.

При встрече здороваться  «Доброе утро»

Доброе утро – как ваши дела?

Доброе утро Родная земля.

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

II. Основная часть

1. Введение в тему.

а) Беседа

Каких только игрушек не встретишь на прилавках наших магазинов! Яркие, красочные, маленькие и большие, сделанные из различных материалов.  А когда появились первые игрушки и какими они были? Какие особенные игрушки были у наших земляков в далеком прошлом?

Первые игрушки появились, наверно тогда, когда первобытный человек сделал себе для охоты копье, а для своего сынишки такое же, но поменьше. А еще вылепил из глины горшок, из оставшегося кусочка – куклу. Так и повелось из поколения в поколение.

Проблемная ситуация:

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите сколько здесь красивых, нарядных, необычных игрушек.  Как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки. А чтобы они были красивыми -  наносят узор. Эти игрушки радуют нас своей красотой. Хотите ребята узнать и посмотреть где делают такие игрушки? Тогда садитесь на стульчики перед краном.

б) Знакомство с новым материалом (презентация)

Воспитатель: попали мы в город Каргополь. Послушайте рассказ о городе Каргополе и ее мастерах.

«Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России.          У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом.

Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец).

Цвет в росписи тоже имеет значение:

Белый - чистота, добро, правда Желтый – солнце, радость

Красный - огонь, красота, здоровье, сила Зеленый – жизнь, земля, пашня

Синий - небо Черный – горе, зло, неправда.

Физминутка

Мастера, не только делали игрушки, но ещё и любили поиграть, игры были весёлые.

Вот и мы с вами поиграем в игру «Платочек»

Вот платочек расписной.

Он волшебный не простой

Будет платочек с детьми играть, всех собою накрывать. Дети идут под музыку по кругу. По окончании музыки останавливаются,  приседают и закрывают глаза, а воспитатель накрывает ребёнка платком и говорит «Раз, два, три. Кто же спрятался внутри. Дети отгадывают.

2. Практическая работа

а) Техника безопасности при работе

Воспитатель: Ребята давайте вместе отправимся в мастерскую, а что такое мастерская? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Кто работает в мастерской? (Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать каргопольскую игрушку.

3. Наглядный показ воспитателя

Воспитатель: Ой, посмотрите, какие у меня игрушки!

(ответы детей)

Воспитатель: Но они совсем не раскрашены! Что же делать?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам раскрасить каргопольские игрушки, но сначала давайте рассмотрим, какие цвета красок используют каргопольские мастера?! (красный, зеленый, голубой, черный).

Воспитатель: Из каких элементов состоит каргопольский узор? (Круги, кресты, кольца, линии, волнистые линии, точки, овал).

Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему.

Воспитатель: Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою игрушку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.

Воспитатель: Пройдите каждый на свое место. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою игрушку. А перед тем, как вы преступите к работе, давайте немного разомнем пальчики.

4. Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Дружат в нашей группе маленькие пальчики

1,2,3,4,5 Начинаем мы считать.

1,2,3,4,5 Мы закончили считать

5. Формы непрерывной образовательной деятельности

Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски, правильно держим кисточку, после работы кисточку кладём на салфетку).  

III. Заключительная часть

Анализ занятия:

Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые!

А вам нравятся ваши работы? Какие краски использовали?

Какие элементы узора?

Воспитатель: Молодцы ребята!

Рефлексия:  (понравилось занятие, тогда похлопайте сами себе)

Сюрпризный момент (печенье лошадки)

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» Предгорного муниципального округа Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД в средней группе

по художественно – эстетическому развитию

на тему «Игрушки расписные, нарядные такие»

(по мотивам каргопольской росписи)

в средней группе

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Дорошенко Н.Д.

2021 г.

 

 

 

 

Самоанализ НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование)

в средней группе  «Игрушки расписные, нарядные такие»

(по мотивам каргопольской росписи)

Дата проведения:03.12.2021

Место проведения: групповая комната

Время: 10.00

Воспитатель: Дорошенко Н.Д.

Учебный материал соответствует требованиям образовательной программы дошкольного образования. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения и воспитания.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста и индивидуальные возможности каждого ребенка.

Я наметила цель, задачи, содержания занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель: Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству Познакомить с историей возникновения игрушки, обратить внимание на ее красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие.

Задачи:

1. Познакомить детей с каргопольской росписью.

2. Учить поэтапно расписывать силуэт Каргопольской игрушки

3. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

4. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Образовательная область «Художественно - эстетического развития»:

Развивать интерес к рисованию с использованием нетрадиционного оборудования: рисования тычками.  Развивать чувство формы и цвета, умение ритмично наносить линии, штрихи; навыки пользования гуашью; Развивать навыки художественного экспериментирования с цветом, формой, линией; мелкую моторику рук, творческую активность;

Познавательное развитие:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание):

-развитие стремление радовать подарком, изготовленным своими руками ; воспитывать уверенность в себе, желание работать в коллективе;

Образовательная область « Познавательное развитие» (ознакомление с социальным и природным миром):

-формирование представлений о каргопольской росписи, орнаменте

-воспитывать у ребят желание  расписывать игрушки;

Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи):

развивать умение поддерживать диалог; активизировать словарь

Образовательная область «физическое развитие»

— предупредить утомляемость вовремя занятия

Не маловажное значение имеет физическое развитие детей и использование здоровье сберегающих технологий, в связи с этим была использована музыкальная разминка, пальчиковое упражнение; гимнастика для глаз

2. Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась на протяжении 20 мин, в соответствии с нормами СанПин.

В непосредственно образовательной деятельности использован показ презентации, сюрпризный момент, активизирующий внимание детей, выставка – музей каргопольских игрушек

3. Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддержать настрой на работу. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Первая часть предполагает непосредственную организацию детей: необходимость переключения их внимания на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрытие образовательной задачи. Я считаю, что в непосредственно образовательной деятельности удалось создать положительный эмоциональный настрой детей на работу.

Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, использование музыкального номера - позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей.

При совершенствовании умения создавать рисунки с использованием нетрадиционного оборудования, особых трудностей дети не испытали, так как это задание было для них не впервые.

4. Методы и приемы обучения

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В НОД использовались методы:

Наглядный (рассматривание образца, показ воспитателем алгоритма выполнения работы),

Игровой (создание мотивации к выполнению задания)

Словесный (объяснения, пояснения, инструкции при выполнении практического задания, вопросы);

Практический (изображения предметов на различных поверхностях) контроля и самооценки.

Непосредственно образовательная деятельность представляла собой целостную систему; выбранные и использованные методы и приемы соответствовали ее задачам и материалу, были направлены на личностное развитие детей и явились эффективными в достижении поставленных целей.

5. Результативность по непрерывной образовательной деятельности (НОД)

На протяжении всего занятия дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Задания, предъявленные детям, соответствовали возрасту детей, и задания были выполнены. В ходе занятия дети были ориентированы на общение, работали с интересом. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта.

Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным, поставленная цель и задачи реализованы.

 

11 января 2023 в 16:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.