Дорошенко Наталья Дмитриевна, воспитатель
Конспект НОД в средней группе на тему «Игрушки расписные, нарядные такие» (по мотивам каргопольской росписи)Конспект НОД в средней группе на тему «Игрушки расписные, нарядные такие» (по мотивам каргопольской росписи) Цель: Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству Познакомить с историей возникновения игрушки, обратить внимание на ее красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие. Задачи: 1. Познакомить детей с каргопольской росписью. 2. Учить поэтапно расписывать силуэт Каргопольской игрушки 3. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение. 4. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Предварительная работа: беседы, чтение литературы по народным промыслам, изготовление глиняных лошадей, просмотр иллюстраций о промысле, изготовлении каргопольской игрушки, о сегодняшней работе мастеров; рассматривание альбомов, глиняных игрушек, подбор музыкального сопровождения, создание в группе мини-музея и мастерской по росписи, рисование и раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках. Оборудование: кисточки, гуашь, тычки для рисования, индивидуальные салфетки, баночка с водой, салфетка для рук, ноутбук для презентации, игрушки для выставки (каргопольские), платок для игры, музыка, демонстрационный материал Ход занятия: I. Организационный момент. Воспитатель: ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Придумано кем – то, просто и мудро. При встрече здороваться «Доброе утро» Доброе утро – как ваши дела? Доброе утро Родная земля. Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера. II. Основная часть 1. Введение в тему. а) Беседа Каких только игрушек не встретишь на прилавках наших магазинов! Яркие, красочные, маленькие и большие, сделанные из различных материалов. А когда появились первые игрушки и какими они были? Какие особенные игрушки были у наших земляков в далеком прошлом? Первые игрушки появились, наверно тогда, когда первобытный человек сделал себе для охоты копье, а для своего сынишки такое же, но поменьше. А еще вылепил из глины горшок, из оставшегося кусочка – куклу. Так и повелось из поколения в поколение. Проблемная ситуация: Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите сколько здесь красивых, нарядных, необычных игрушек. Как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки. А чтобы они были красивыми - наносят узор. Эти игрушки радуют нас своей красотой. Хотите ребята узнать и посмотреть где делают такие игрушки? Тогда садитесь на стульчики перед краном. б) Знакомство с новым материалом (презентация) Воспитатель: попали мы в город Каргополь. Послушайте рассказ о городе Каргополе и ее мастерах. «Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России. У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом. Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец). Цвет в росписи тоже имеет значение: Белый - чистота, добро, правда Желтый – солнце, радость Красный - огонь, красота, здоровье, сила Зеленый – жизнь, земля, пашня Синий - небо Черный – горе, зло, неправда. Физминутка Мастера, не только делали игрушки, но ещё и любили поиграть, игры были весёлые. Вот и мы с вами поиграем в игру «Платочек» Вот платочек расписной. Он волшебный не простой Будет платочек с детьми играть, всех собою накрывать. Дети идут под музыку по кругу. По окончании музыки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а воспитатель накрывает ребёнка платком и говорит «Раз, два, три. Кто же спрятался внутри. Дети отгадывают. 2. Практическая работа а) Техника безопасности при работе Воспитатель: Ребята давайте вместе отправимся в мастерскую, а что такое мастерская? (Выслушиваются ответы детей). Воспитатель: Кто работает в мастерской? (Выслушиваются ответы детей.) Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать каргопольскую игрушку. 3. Наглядный показ воспитателя Воспитатель: Ой, посмотрите, какие у меня игрушки! (ответы детей) Воспитатель: Но они совсем не раскрашены! Что же делать? Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам раскрасить каргопольские игрушки, но сначала давайте рассмотрим, какие цвета красок используют каргопольские мастера?! (красный, зеленый, голубой, черный). Воспитатель: Из каких элементов состоит каргопольский узор? (Круги, кресты, кольца, линии, волнистые линии, точки, овал). Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Воспитатель: Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою игрушку красиво, ярко, нарядно и аккуратно. Воспитатель: Пройдите каждый на свое место. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою игрушку. А перед тем, как вы преступите к работе, давайте немного разомнем пальчики. 4. Пальчиковая гимнастика Дружат в нашей группе девочки и мальчики Дружат в нашей группе маленькие пальчики 1,2,3,4,5 Начинаем мы считать. 1,2,3,4,5 Мы закончили считать 5. Формы непрерывной образовательной деятельности Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски, правильно держим кисточку, после работы кисточку кладём на салфетку). III. Заключительная часть Анализ занятия: Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какие краски использовали? Какие элементы узора? Воспитатель: Молодцы ребята! Рефлексия: (понравилось занятие, тогда похлопайте сами себе) Сюрпризный момент (печенье лошадки)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» Предгорного муниципального округа Ставропольского края
Конспект НОД в средней группе по художественно – эстетическому развитию на тему «Игрушки расписные, нарядные такие» (по мотивам каргопольской росписи) в средней группе
Воспитатель: Дорошенко Н.Д. 2021 г.
Самоанализ НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) в средней группе «Игрушки расписные, нарядные такие» (по мотивам каргопольской росписи) Дата проведения:03.12.2021 Место проведения: групповая комната Время: 10.00 Воспитатель: Дорошенко Н.Д. Учебный материал соответствует требованиям образовательной программы дошкольного образования. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения и воспитания. Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста и индивидуальные возможности каждого ребенка. Я наметила цель, задачи, содержания занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата. Цель: Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству Познакомить с историей возникновения игрушки, обратить внимание на ее красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие. Задачи: 1. Познакомить детей с каргопольской росписью. 2. Учить поэтапно расписывать силуэт Каргопольской игрушки 3. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение. 4. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Образовательная область «Художественно - эстетического развития»: Развивать интерес к рисованию с использованием нетрадиционного оборудования: рисования тычками. Развивать чувство формы и цвета, умение ритмично наносить линии, штрихи; навыки пользования гуашью; Развивать навыки художественного экспериментирования с цветом, формой, линией; мелкую моторику рук, творческую активность; Познавательное развитие: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание): -развитие стремление радовать подарком, изготовленным своими руками ; воспитывать уверенность в себе, желание работать в коллективе; Образовательная область « Познавательное развитие» (ознакомление с социальным и природным миром): -формирование представлений о каргопольской росписи, орнаменте -воспитывать у ребят желание расписывать игрушки; Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи): развивать умение поддерживать диалог; активизировать словарь Образовательная область «физическое развитие» — предупредить утомляемость вовремя занятия Не маловажное значение имеет физическое развитие детей и использование здоровье сберегающих технологий, в связи с этим была использована музыкальная разминка, пальчиковое упражнение; гимнастика для глаз 2. Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) Образовательная деятельность проводилась на протяжении 20 мин, в соответствии с нормами СанПин. В непосредственно образовательной деятельности использован показ презентации, сюрпризный момент, активизирующий внимание детей, выставка – музей каргопольских игрушек 3. Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД) По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддержать настрой на работу. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Первая часть предполагает непосредственную организацию детей: необходимость переключения их внимания на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрытие образовательной задачи. Я считаю, что в непосредственно образовательной деятельности удалось создать положительный эмоциональный настрой детей на работу. Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, использование музыкального номера - позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей. При совершенствовании умения создавать рисунки с использованием нетрадиционного оборудования, особых трудностей дети не испытали, так как это задание было для них не впервые. 4. Методы и приемы обучения Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами. В НОД использовались методы: Наглядный (рассматривание образца, показ воспитателем алгоритма выполнения работы), Игровой (создание мотивации к выполнению задания) Словесный (объяснения, пояснения, инструкции при выполнении практического задания, вопросы); Практический (изображения предметов на различных поверхностях) контроля и самооценки. Непосредственно образовательная деятельность представляла собой целостную систему; выбранные и использованные методы и приемы соответствовали ее задачам и материалу, были направлены на личностное развитие детей и явились эффективными в достижении поставленных целей. 5. Результативность по непрерывной образовательной деятельности (НОД) На протяжении всего занятия дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Задания, предъявленные детям, соответствовали возрасту детей, и задания были выполнены. В ходе занятия дети были ориентированы на общение, работали с интересом. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным, поставленная цель и задачи реализованы.
11 января 2023 в 16:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.