Дорошенко Наталья Дмитриевна, воспитатель

Дополнительная деятельность по художественно эстетическому развитию «Бумажные фантазии»

Программа  дополнительного образования

по художественно – эстетическому развитию (аппликация)

«Бумажные фантазии»

в старшей группе компенсирующей направленности «Смешарики»

( 2022-2023уч. год)

Творчество — особый вид деятельности, 
оно в самом себе несет удовлетворение.

(С. Моэм)

 

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребуют использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации – ножницы и кисть).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности дает детям возможность активней усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка.

Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребенка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребенок своими руками начнет создавать красоту, он непременно начнет с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Актуальность - в настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Новизна - В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, изыскивает новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент можно сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, мелкую моторику пальцев рук, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности.

Цель - развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов аппликации.

Задачи:

-образовательные:

• Формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;

• Познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;

• Освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;

• Изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя;

• Усвоение правил безопасности при работе с ножницами.

-воспитательные:

• Воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;

• Воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;

• Воспитание эстетических чувств при восприятии действительности

-развивающие:

• Развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;

• Развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;

• Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения; развитие познавательной активности и познавательных интересов.

 Основные методы работы.

- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;

- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;

- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Средства: бумага и бросовый материал, ножницы, кисточка, клей, салфетки, технические средства, ИКТ.

Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации как изобразительной деятельности

1. Предметная аппликация – это изображения отдельных предметов

2. Сюжетная аппликация отображает совокупность событий, явлений, состоит из нескольких разных фигур

3. Декоративная аппликация – это преподавание орнаментальных композиций на основном материале

Нетрадиционные техники аппликации

Обрывная аппликация

Эта техника один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Коллаж

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) —это техника, при которой из разных кусочков, вырезанных из журналов, фотографий, цветной бумаги и других предметов составляются композиции, картины, открытки.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

• возможность создавать шедевры без ножниц;

• развитие мелкой моторики маленьких ручек;

• развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

• широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Аппликация из ваты и ватных дисков - прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.

Аппликация из конфетти - еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы - бумага, ткани, крупа, салфетки, гофрированная бумага, засушенные растения, вата, ватные диски и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности – карандаш, клей, кисть, краски, ножницы. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

В реализации данной дополнительной образовательной программы, рассчитанной на 1 год, участвуют дети 5 - 6 лет. Образовательная деятельность проводится 2 раза в месяц, с октября по май, по25 минут.

Принципы построения и реализации программы:

• Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

• Принцип развивающего характера;

• Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей, а данный момент времени;

Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно – образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.

Предполагаемый результат:

• Работа будет способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.

• Дети научатся планировать свою работу и доводить его до конца.

• Занимаясь, у ребенка разовьется умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

• В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.

• В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

• Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

• Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;

• Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.

• Развивается мелкая моторика пальцев.

Перспективный план работы

Сентябрь

Тема

Программное содержание

1

 Вводное занятие.

Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации; с различными материалами; со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д.; показать, что можно сделать из бумаги, крупы, ватных дисков, салфеток, засушенных растений и т. д. Рассказать детям о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

2

«Весёлая гусеница»- аппликация.

 

Цель: учить вырезать несколько геометрических фигур, путём складывания бумаги. Развивать фантазию. Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Октябрь

Тема

Программное содержание

1

«Осенний лес»- обрывная аппликация.

 

Цель: расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.

2

«Осенние картинки». Аппликация из осенних листьев

Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции из засушенных листьев. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали.

Ноябрь

Тема

Программное содержание

1

«Веточка рябины»- мятая бумага.

Цель: развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Повторить названия деревьев и кустарников

2

«Барашек». Обрывная аппликация.

Цель: продолжать знакомить детей с новой техникой. Научить отрывать от целого листа кусочек. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

Декабрь

Тема

Программное содержание

1

«Здравствуй, зимушка - зима» обрывная аппликация.  

Цель: закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки.

Создавать зимний пейзаж.

 

2

«Новогодние шары так прекрасны и важны» Аппликация из полосок цветной  бумаги

 Цель: формировать умения склеивать полоски бумаги между собой, создавать объёмную игрушку.

Январь

Тема

Программное содержание

1

«Ёлочка из бумажных  петелек» - аппликация

Цель: знакомить детей с новым видом аппликации, формировать усидчивость, внимание.

2

«Шапка» - аппликация с использованием ваты.

Цель: повторить одежду. Учить работать с ватой и клеем. Воспитывать интерес к занятиям.

Февраль

Тема

Программное содержание

1

«Павлин» аппликация из бумажных петелек.

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей при изготовлении аппликации, развивать фантазию.

2

«Самолёт»- объёмная аппликация.

 

Цель: учить делать объёмную аппликацию. Обобщить знания детей об Армии. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем.

Март

Тема

Программное содержание

1

«Букет цветов» аппликация из бумажных петелек

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей при изготовлении аппликации, развивать фантазию.

2

«Золотая рыбка» - обрывная аппликация.

Цель: упражнять в работе с ножницами, срезание углов у фигур. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Апрель

Тема

Программное содержание

1

«Пчела» аппликация из бумажных петелек

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей при изготовлении аппликации, развивать фантазию.

2

«Причёски»- объёмная аппликация.

Цель: формировать умение детей  из бумажных полос создавать причёски, путём накручивания полос на зубочистку и палочку от кисточки. Обобщить знания детей о профессии парикмахера.

Май

Тема

Программное содержание

1

«Подсолнух» - аппликация из бумажных кругов

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей при изготовлении аппликации, развивать фантазию.

2

«Здравствуй лето» - аппликация из бумажных ладошек.

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей при изготовлении аппликации, развивать фантазию.

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».  Таким образом,  в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

В заключении хочется сказать, что творческая работа,  направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано.  Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления.

Список используемой литературы.

Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке , аппликации» М.2008.

Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 .

Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013.

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.

Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду», 2005.

Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.

http:/stranamasterov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 января 2023 в 16:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.