|
Дополнительная образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию для детей 3 - 4 лет «Разноцветные комочки»
Дополнительная образовательная деятельность по
художественно – эстетическому развитию для детей 3 - 4 лет
«Разноцветные комочки»
Целевой раздел
Рабочая программа дополнительной деятельности «Разноцветные комочки» направлена на художественно – эстетическое развитие и составлена с уч том интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Актуальность проблемы. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие пластилинография имеет два смысловых корня: графил – создавать, рисовать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Педагогическая целесообразность программы «Разноцветные комочки» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия представляют собой большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить е до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Формы организации кружка «Разноцветные комочки»- групповая
Цель программы: Создание условия для совершенствования изобразительных умений, навыков собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.
Задачи программы: Образовательные: 1. Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в художественно – эстетическом развитии. 2. Создать условия для выявления, развития и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц проявивших выдающиеся способности 3. Создать условия для освоения передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. 4. Создать условия для развития навыков работать на заданном пространстве. 5. Создать условия для освоения основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). 6. Создать условия для понимания задачи, умения слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию. 7. Создать условия для развития умений обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие: 1. Создать условия для развития изобразительных умений посредством пластилинографии. 2. Создать условия для развития тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. 3. Создать условия для развития воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремление к самостоятельности.
Воспитательные: 1. Создать условия для поддерживания проявлений фантазии и смелости в применении собственных замыслов. 2. Создать условия для воспитания у детей интереса к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. 3. Создать условия для воспитания навыков аккуратной работы с пластилином. 4. Создать условия для воспитания отзывчивости, доброты, умения сочувствовать персонажам, желание помогать им. 5. Создать условия для воспитания желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Планируемые результаты освоения рабочей программы: Пластилинография способствует освоению образовательной программы кружка. К концу года дети: Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином вед тся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Предполагаемый результат. По итогам освоения программы дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук. Способы проверки результатов освоения программы " Разноцветные комочки»" проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы: - Контрольные занятия – проводится мониторинг освоения уровня усвоения рабочей программы и субъективной позиции ребенка в детской деятельности. - Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ. ФИО реб нка Технические навыки Проявление творчества в декоре Развитие мелкой моторики Проявление аккуратности и трудолюбия раскатывание, сплющивание, размазывание
Учебный план реализуется в групповой форме, для воспитанников младшего дошкольного возраста (3-4 года) группы общеразвивающей направленности по подгруппам, количество воспитанников в I подгруппе 8 человек, во II подгруппе 8 человек, с согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Максимально допустимое количество часов не превышает одного в неделю, соответственно в месяц 4 часа. Деятельность педагога с воспитанниками организована во второй половине дня, на основании расписания деятельности. Продолжительность образовательной деятельности не более 15 минут.
Тематическое планирование для младшей группы дошкольного возраста
Сентябрь
№1 |
Вводное занятие
«Волшебный пластилин»
(«Поиграй-ка») Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой) |
Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. |
№2 |
«Украсим кукле платье» Упражнение на развитие речи «Моё настроение» |
Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Продолжать обучать детей, использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга. Развивать мелкую моторику пальцев. |
№3 |
«Воздушные шары»
Д/И «Назови форму»
Рассматривание воздушных шаров
|
Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. |
№4 |
«Бусы для куклы»
Игра на развитие ассоциативного мышления «Цвет как…»
|
Закрепить умение, раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. |
Октябрь
№1 |
«Овощи для засолки»
Д/И «Фрукты – овощи» разложи в корзинки. Пальчиковая игра «Огуречик»
|
Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности. Закреплять с детьми знания о красном цвете. |
№2 |
«Созрели яблочки в саду» Чудесный мешочек Д / И «Овощи – фрукты»
|
Формировать умение, детей отщипывать небольшие кусочки красного пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение, расплющивать шарики пальцем сверху. |
№3 |
«Варим варенье»
Хороводная игра «Варила бабушка варенье»
|
Побуждать детей, передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды. Закреплять умение, лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина красного цвета круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности. |
№4 |
«Чудо - грибочки»
Д / И «Дары осени»
Пальчиковая гимнастика «По грибы"
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) |
Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет. Развивать любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук. |
Ноябрь
№1 |
«Осеннее дерево»
Беседа о времени года. Рассматривание иллюстраций на тему «Осенние деревья»
|
Формировать умение, детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете. |
№2 |
«Дождик» П/ И «Солнышко и дождик»
|
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Воспитывать любознательность, интерес к познанию. |
№3 |
«Ёжик»
Д/И «Когда это бывает» |
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости. |
№ 4 |
«Клубочки для котёнка»
Чтение потешек «Кисонька – мурысонька» |
Формировать умение детей, приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. |
Декабрь
№ 1 |
«Светофор». П/И «Стой, иди» Пальчиковая гимнастика
Ножки
Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте - топайте, (постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте, (погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите. |
Создать условия для развития навыков работать на заданном пространстве |
№ 2 |
«Вырастала ёлка на горе»
Д/ «Собери ёлочку из палочек» |
Беседа с детьми о зиме. Формировать умение детей, передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа. Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете. |
№ 3 |
«Украсим лку шарами» Заучивание стихотворения «Ёлочка нарядная» |
Создание условий для совершенствования при мов сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы |
№ 4 |
«Снеговик» Пальчиковая игра «Снежок»
Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить,меняя положение ладоней)
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)
Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают) |
Формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. |
Январь
№ 1 |
«Украсим Кате чашку» Игра на закрепление цвета «Что такого же цвета»
|
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. |
№ 2 |
«Украсим торт» Игра на развитие мелкой моторики «Рисуем без карандашей и красок»
|
Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге. Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями, |
Февраль
№ 1 |
«Платье для матрешки»
Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки -
Делают движения кулачками, имитирующие стирку.
Пальцами
правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.
(При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки!
Встряхивают обе руки. |
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. |
№2 |
«Узоры на окнах» Пальчиковая игра «Счёт»
Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять! |
Создание условий для раскатывания жгутиков, выкладывание в разных направлениях |
№ 3 |
«Жираф» Д / И «Скажи наоборот» |
Создание условий для закрепления умений раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов |
№ 4 |
«Подарок для папы»
Пальчиковая игра «Аты – баты»
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами
правой и левой руки. |
Создание условий для развития умений прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы |
Март
№ 1 |
Веточка мимозы в подарок маме» Игра «Скажи ласково» |
Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы. |
№ 2 |
«Цветик - семицветик»
Д/И «Расскажи по цвету» |
Формировать умение, передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение, использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. Закреплять знания об основных цветах спектра. |
№ 3 |
«Кудряшки для овечки»
Пальчиковая игра «Детки»
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
|
Создание условий для освоения навыков скатывания длинных жгутиков в круг и выкладывание их на рисунок |
№ 4 |
«Божья коровка»
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину) |
Создание условий для развития умений лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы в определенном порядке. |
Апрель
№ 1 |
«Ромашки для мамы». Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья. |
Создание условий для обучения детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. |
№ 2 |
«Звездное небо» Рассматривание картинок о космосе |
Создание условий для украшения изделия из пластилина различными декоративными материалами. |
№ 3 |
«Улитка, улитка выпусти рога».
Д/ И «Кто где живёт»
|
Формировать умение, лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик). Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
Создавать у детей интерес к работе с пластилином. |
№ 4 |
Свободная тема по желанию (выбору) детей
|
Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография. |
Май
№ 1 |
«Радуга-дуга» Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются) |
Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. Продолжать формировать умение, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. |
№ 2 |
«Бабочки на лугу» Пальчиковая гимнастика «Черепаха»
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем) |
Создание условий для украшения изделия из пластилина различными декоративными материалами. |
Методическое обеспечение 1. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с. 2. Художествненое - эстетическое развитие детей 3 – 4 лет. Занятие пластилинографией. Автор - составиитель Т.В. Смирнова. – Влогоград: Учитель, 2015 3. Давыдова Н. В. Пластилинография. Животные и птицы. 2003.2017 4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2015. 5. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография - 3 М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2017. 6.http://www.ruskid.ru/lepka/7.http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_i z_plastilina/29-1-0-2138 8. http://detskiysad.ru/izo/lepka.html
15 января 2021 в 15:53
|